Полное наименование лицея: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ № 37 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
О лицее
Краткое наименование лицея: ГБОУ "ЛИЦЕЙ № 37 Г.О. ДОНЕЦК"
Наш лицей даёт не только знания, но и умение общаться с людьми, помогает раскрыть в себе таланты и развивать их, воспитывает лучшие качества. В нашем лицее обучающихся ждут просторные, светлые кабинеты, спортзал,бассейн, компьютерные классы.
История лицея
Общеобразовательной школе № 37, с 2001 года – многопрофильному лицею с классами общеобразовательной школы I-II степеней № 37, потом – Донецкому многопрофильному лицею № 37, Донецкой специализированной общеобразовательной школе I-III степеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов № 37 Донецкого городского совета Донецкой области, Донецкому лицею № 37 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, а теперь Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 37 Городской Округ Донецк» Донецкой Народной Республики уже более 35 лет.
С чего все начиналось
А начиналось все так. Между поселком Евдокиевка и металлургическим заводом, основанным английским предпринимателем Джоном Юзом, расположился небольшой поселок Полежаково, в котором до 1917 года было расположено имение помещика. Впоследствии в его доме и была размещена школа № 37.
В 60-е годы это была начальная школа с шестью-семью классами. Классные комнаты были проходными и могли вместить лишь небольшое количество учеников. Две классных комнаты арендовали в расположенном неподалеку интернате. Работали в этой школе в основном учителя-пенсионеры, которые начали свою трудовую деятельность сразу после освобождения Донбасса от немецкой оккупации. Возглавляла небольшой педагогический коллектив Золочевская Ида Израильевна. Воспитателем в группе продленного дня с 1965 года была Коновалова (Прокопенко) Раиса Макаровна, которая работает в лицее до сих пор.
В 1967 году за несколько месяцев выстроили новую двухэтажную школу на улице Чемпионной, которая в 1970 из начальной стала восьмилетней. Так появились пятые классы. Руководила школой Соломатина Валентина Александровна. Небольшой педагогический коллектив пополнился молодыми учителями - предметниками: Страшко О.Н. - учителем филологии (впоследствии директор школы), другими учителями.
В 1975 году педагогический коллектив школы возглавила Филатова Эмма Павловна. Это она организовала коллектив так, что о школе узнали в районе, в городе. Родилась традиция проводить праздники микрорайона, в которых принимали участие жители близлежащих улиц, ветераны войны и труда, ученики, родители. Рос престиж школы. Рос по другую сторону реки Кальмиус и микрорайон Черемшинный на улице Речной. Появилась потребность в новом здании школы.
И вот 30 апреля 1985 года на пустыре улицы Речной, что на южной окраине города Донецка, был заложен первый кирпич будущей большой школы. Строительство длилось чуть более трех месяцев. К августу 1985 года выросла четырехэтажная красавица-школа. Помощь приходила отовсюду: учителя, будущие ученики и их родители помогали строителям треста ДЖС-1, чем только могли. Большой вклад внесли шефы, оборудовав школу всем необходимым. На линейке, посвященной Дню знаний 1 сентября, они торжественно вручили ключ хозяевам школы: директору Филатовой Эмме Павловне, двум ее заместителям: Страшко Ольге Николаевне и Гавриловой Лидии Камиловне, учителям и, главное, ученикам.
Начало образования
Педагогический коллектив школы состоял приблизительно из 100 учителей, а ученический – около полутора тысяч. Первый выпуск десятиклассников был успешно осуществлен в 1987 году. Выпускницей этого года была Касьянова (Громчакова) Л.Н, которая теперь работает учителем русского языка и литературы. Тогда, пожалуй, и родилась традиция выпускникам школы возвращаться в родные пенаты, но уже в новом качестве – учителя.
Статус экспериментальной по внедрению профильного обучения школа приобрела одной из первых в Донецке (1991 год). Профильно изучалась музыка, изобразительное искусство, история, математика. Кабинеты музыки, ИЗО, филологии были базовыми для проведения семинаров для учителей-предметников.
В 1996 году открыта воскресная школа по изучению новогреческого языка. На занятиях изучается новогреческий язык, культура и традиции греков Приазовья, а летом лучшие ученики воскресной школы могли попрактиковаться в языке в Греции.
В 1998 году учитель новогреческого языка, заместитель директора по УВР и вдохновитель воскресной школы Лисничук Е.С. проходила стажировку при университете в г.Афины.Приблизительно в эти же годы школа вырастила Заслуженного учителя Щиголева И.П.. Один из журналистов увидел особенность метода преподавания математики «не в натаскивании ребят на формулах, не в обучении их плавать в математике, а создании самой стихии математики». И как результат работы этого учителя – победа на конкурсе «Учитель года – 97», а его ученика, Зарайского Даниила, – на Международной олимпиаде по математике в Бухаресте.
Первоначально школа работала в одну смену, уроки начинались в 8.30. По понедельникам 15 минут первого урока отводилось для политинформации. Рабочий день не завершался после окончания уроков: работало много технических и гуманитарных кружков, спортивных секций. На базе школы была создана музыкальная школа, в которой учились играть на фортепиано, скрипке, баяне. Хор учителей принимал участие в различных смотрах и занимал призовые места. Был организован клуб «ЭТО» («Этика. Творчество. Общение»), на заседание которого приглашались солисты Донецкой филармонии, тогда еще начинающий талантливый солист балета Вадим Писарев. В 1989 году был создан музей В.В.Маяковского. При активном участии учеников и учителей русского языка и литературы был собран богатый материал о жизни и творчестве поэта, созданы стенды, проводились экскурсии.
В 1993 году Филатова Э.П. передала бразды правления школой в надежные руки Страшко Ольги Николаевны, которая достойно продолжила традиции школы. О школе говорят, как о школе, в которой есть атмосфера творчества и команда учителей, искренно радующихся успехам друг друга. Ольга Николаевна, учитель высшей категории, учитель-методист, “Отличник образования”, человек творческий и действительно талантливый, со своей тезкой Григуть Ольгой Николаевной разработали программу экспериментальной работы на 10 лет, а школа решением Главного управления образования была определена как экспериментальная площадка областного уровня по вопросам индивидуализации и дифференциации обучения. Школа стала первопроходцем в разработке учебных планов для классов разных профилей.
С Международной конференции, директор и Борян Н.А. привезли в Донецк новую для нашего образования технологию «ЧПКМ» («Чтение и письмо для развития критического мышления»), которая успешно внедрялась всеми учителями начальной школы.
В 1996 году открыта воскресная школа по изучению новогреческого языка. На занятиях изучается новогреческий язык, культура и традиции греков Приазовья, а летом лучшие ученики воскресной школы могли попрактиковаться в языке в Греции. В 1998 году учитель новогреческого языка, заместитель директора по УВР и вдохновитель воскресной школы Лисничук Е.С. проходила стажировку при университете в г.Афины.Приблизительно в эти же годы школа вырастила Заслуженного учителя Щиголева И.П. Один из журналистов увидел особенность метода преподавания математики «не в натаскивании ребят на формулах, не в обучении их плавать в математике, а создании самой стихии математики». И как результат работы этого учителя – победа в конкурсе «Учитель года – 97», а его ученика, Зарайского Даниила, – на Международной олимпиаде по математике в Бухаресте.
В 1999 году по инициативе Ступак Людмилы Викторовны родилась традиция чествовать победителей и призеров олимпиад и конкурсов различного уровня на празднике «Звездный дождь». Традиция жива до сих пор.
Первые достижения школы
Школа – первая в районе по количеству призеров олимпиад различного уровня. До 40 % выпускников становятся студентами Донецкого технического университета до окончания учебного года по результатам рейтинговых испытаний. Победы вокального ансамбля «Дончанка» под руководством Полухиной В.В. и хореографического ансамбля «Детство» (с присвоенным званием «образцовый») под руководством Лазебной В.В. на городских конкурсах. Успешно подходил к концу заключительный этап эксперимента. Все это поспособствовало тому, что в 2001 году школа была реорганизована в многопрофильный лицей с классами общеобразовательной школы I-II ступеней № 37.
И понеслось: тестирование учащихся для определения наклонностей, анкетирование учащихся и родителей с целью выбора профиля, вступительные экзамены в допрофильные лицейские классы, ежегодное «Посвящение в лицеисты», победы в олимпиадах, конкурсе-защите ученических научно-исследовательских работ МАН, спортивных соревнованиях по волейболу, футболу, баскетболу. практика для курсантов магистратуры про ДонНУ и много еще чего… И все ладилось настолько, что в 2002 году лицею был присвоен статус авторского учебно-воспитательного заведения городского уровня. Сотрудничество с Грецией разрослось до подписания Договора о побратимстве между лицеем и гимназией Эфскинопули мэрии Алмиру Греции. Учитель новогреческого языка Лисничук Е.С. получила диплом III степени на конкурсе «Учитель года». С 2002 года по инициативе учителя математики Эрдик И.А. начинает выпускаться газета «Лицеист». Члены редколлегии – призеры многих журналистских форумов и слетов.
С момента открытия футбольного поля с искусственным покрытием в 2006 году проводилось бесчисленное количество соревнований по футболу городского уровня.
В сентябре 2011 года журналисты «Комсомольской правды» подвели итоги и выбрали 10 лучших школ города. От Ленинского района был назван Донецкий многопрофильный лицей № 37.
В 2014 году после капитального ремонта при поддержке выпускников школы 1999 года и администрации города был открыт бассейн, в котором теперь проводятся уроки плавания во 2-7 классах.
Традиции лицея
Наряду со старыми традициями, в лицее появляются новые. Для учеников и учителей лицея Донецкая филармония ежегодно открывает двери. Все ученики 5-11 классов имеют возможность услышать орган, на котором играл великий П.И.Чайковский, послушать прекрасные классические произведения и современные песни в прекрасном исполнении артистов филармонии.
Постоянными гостями в лицее бывают писатели и поэты Донецкой Народной Республики: Анна Ревякина, Екатерина Ляшенко, Лиана Мусатова. Дружба с чернобыльцем, членом-корреспондентом Черновым В.М. помогла поставить на новый уровень экологическое воспитание в лицее: посажено 55 саженцев калины, 15 – калины-гордовины; старшеклассники ежегодно расчищают берег реки Кальмиус.
В 2015 году учитель лицея Ткаченко Д.Л. вместе с другими коллегами из донецких школ и работниками городского методического центра привез из одной из школ Москвы довольно новую для нашего края биоадекватную методику. В лицее начал внедряться проект «Наша новая ноосферная школа».
4 апреля 2017 года музею «Народные истоки» присвоен статус музея.
На высоком уровне представлены все направления воспитательной работы. Но любимым, несомненно, остается патриотическое направление. Ко Дню Великой Победы проводится целый ряд мероприятий, среди которых акции «Ветеран живет рядом», «Вахта памяти», фестиваль инсценированной военной песни, исполнение песен военных лет, конкурс чтецов «Строки, опаленные войной», концерт «Этот День Победы».
Команда лицея – победитель в городском и Республиканском этапах туристской оборонно-спортивной игры «Зарница» в 2016 году, 3 место – в 2017 году, в городских соревнованиях «Будущий воин» – 2 место в 2016 году, 2 место в 2018 году.
Республика добрых дел
На новом уровне представлено ученическое самоуправление. «Республика добрых дел» организовывает, анонсирует, проводит и освещает мероприятия, ежегодно участвует в форуме молодых журналистов «Весна Донбасса». В 2017 году лицеисты выиграли в Республиканском онлайн конкурсе «Я – за ученическое самоуправление».
В Республиканском конкурсе «Лидер образовательных инициатив Донецкой Народной Республики-2018» педагогический коллектив получил диплом 1 степени.
Лицей сегодня
Сегодня в ГБОУ "ЛИЦЕЙ № 37 Г.О. ДОНЕЦК" работает 80 учителей. Из них 21 – выпускники этого учебного заведения разных лет. 35 учителей имеют высшую категорию, из них нагрудный знак «Отличник образования» – у 2, звание «учитель-методист» – у 12, «старший учитель» – у 12. Каждый день с настроением узнать что-то новенькое лицейский порог переступают 900 учеников. Все участники учебно-воспитательного процесса – ученики, их родители и педагогический коллектив – гордятся своим лицеем и делают все для его процветания. Впереди нас ждут новые победы и свершения. Так вперед к самым высоким вершинам!
Образование и формы обучения
I ступень основного общего образования (1-4 классы) - 4 года.
II ступень основного общего образования (5-9 классы) — 5 лет.
III ступень среднего общего образования (10-11 классы) — 2 года.
Программа развития
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ № 37 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ является образовательной организацией системы общего среднего образования.
I ступень основного общего образования (1-4 классы)-обеспечивает получение начального общего образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени основного общего образования. Продолжительность обучения — 4 года. Обязательными для изучения в общеобразовательных организациях на I ступени основного общего образования являются следующие учебные предметы: «Русский язык и литературное чтение», «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Окружающий мир», «Математика», «Информатика и ИКТ», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Технология», «Физическая культура».
Продолжительность обучения на II ступени основного общего образования (5-9 классы) — 5 лет. На II ступени основного общего образования обязательными для изучения в общеобразовательных организациях являются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», «История», «Всеобщая история», «Обществознание», «Правоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Продолжительность обучения на III ступени среднего общего образования (10-11 классы) — 2 года. Перечень учебных предметов, обязательных для изучения на III ступени среднего общего образования в общеобразовательных организациях: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», «История Отечества», «Всеобщая история», «Обществознание», «Правоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Экономика», «Астрономия», «Физическая культура»,«Основы безопасности жизнедеятельности».